fbpx

ВАЛЕНТИНА ТОЛКУНОВА. ПОСЛЕДНЕЕ ИНТЕРВЬЮ — 2

Вступление

журналист, телеведущий, писатель,
главный редактор газеты «Бульвар Гордона» (Киев).

22 марта 2010 года, на 64-м году жизни, в Боткинской больнице Москвы ушла из жизни
Народная артистка РСФСР Валентина Васильевна Толкунова. Представляем вашему вниманию последнее интервью народной Певицы.

Народная артистка РСФСР Валентина Васильевна Толкунова

— Сегодня российские телеканалы круглосуточно показывают артистов, которых только с большой натяжкой можно таковыми назвать. Одни и те же лица кочуют с канала на канал, а вас на телеэкранах практически нет — почему?..

Текст статьи

— А допинг мой — это сцена, и когда иной раз полумёртвая приезжала с гастролей, желание было одно: с головой окунуться в домашний уют — больше мне ничего не надо.
— Даже мыслей греховных, выходит, не возникало?
— Ой, если честно, нет, хотя, вы знаете, мужчины делали мне немало всяких предложений, окружали ухаживаниями, красивые слова говорили... Просто я научилась понимать цену комплиментам — знаю, что за ними скрывается. Когда вникнешь в природу вещей, все становится...
— ...яснее и проще?
— Мало того, иногда даже неинтересно.
— Представляю, как сложно такой красивой женщине этому напору противостоять — многие, особенно облечённые большой властью мужчины, глядя в то время в телевизионные экраны, не только наслаждались вашим пением, но и задумывались наверняка: «Эх, вот я бы с ней...». Были с их стороны нескромные предложения, вы чувствовали, что кто-то очень хочет весело провести с вами время?
— Ну, во-первых, на это я никогда не откликалась.
— Значит, все-таки что-то было?
— Ну как? Допустим, иной раз раздавались какие-то звонки, мне оказывали знаки внимания, спрашивали: «Не хотите ли встретиться? А вместе поужинать?» и прочее, прочее, но я просто на эти ухаживания не отвечала. Понимаете, когда хорошо во всем разбираешься, подобные вещи уже тебя мало заботят. Ты это перерос, они же, эти поклонники, как дети, для меня были.
— Сегодня многие певицы нашли себе молодых мужей и очень этому рады. Вы замечательно выглядите — не хотели бы себе какого-нибудь молодого красавца из шоу-тусовки, которая куролесит вокруг?
— Молодого красавца? А для чего?
— Об этом лучше спросить у Бабкиной, у Пугачевой — может, они что-то подскажут...
Валентина Толкунова — Знаете, я как-то не очень интересуюсь личной жизнью своих коллег, а вообще-то, каждый должен хранить то, что у него есть, и не позволять никому грязной мыслью, а тем более грязным словом притронуться к своему очагу. Это же крайне важно — сохранить семью и, какие бы ни были отношения, не выносить личную жизнь для пересудов, сплетен, на радость тем, кому просто хочется о том, о сём посудачить...
— Чем занимается нынче ваш сын?
— Коля был художником по свету в моем Театре музыкальной драмы и песни, а сейчас в малом бизнесе. Я не могу сказать, что он твёрдо определился и планирует посвятить себя чему-то конкретному, — на данный момент ему интересно все.
— Какое у него образование?
— Юридическое, но он находит себя то в одном, то в другом. Есть просто люди, которые не могут стоять на одной ступеньке: им нужно все время двигаться то вверх, то вниз, то вверх, то снова вниз.
— Сын женат?
— Пока ходит в холостяках.
— Вы представляете себе день, когда он приведёт девушку и скажет: «Мам, я её люблю и хочу жениться»?
— Я буду счастлива, потому что сейчас молодые люди не позволяют себе устояться в мысли, что у них будет семья. Они редко женятся...
— ...и еще реже, наверное, приходят с избранницей к маме?
— Как бы там ни было, буду рада и приму девушку, которую он себе выберет.
— Вы не жалеете, что в своё время ограничились только одним ребёнком?
— Очень жалею, очень! Должна была родить еще детей, их воспитать, но артисткой тогда бы не стала. Скорее всего, прекратила бы петь и ушла бы со сцены.
 Валентина Толкунова — Искусство требовало жертв?
— Еще и каких! Конечно, сейчас сожалею, что у меня нет дочки-красавицы, которая была бы рядом и меня понимала бы. Все-таки мальчика, как правило, растишь для другой женщины, а девочку — для себя.
— Как-то Иосиф Кобзон обмолвился: «Валина женская судьба не сложилась» — что он имел в виду?
— Не знаю — об этом лучше спросить у него. Нет, у меня все сложилось. Все!
— Как ни странно, я не могу вспомнить ни одного связанного с вашим именем скандала — учитывая нравы того, что называется у нас шоу-бизнесом, это вообще поразительно. Как удалось вам пройти свой путь так, чтобы нигде не запачкаться и никого не задеть?
— Тут два ответа: во-первых, по натуре я не скандальна, а во-вторых, не в шоу-бизнесе. Из разных конюшен мы, господа!
— О конюшнях... Когда вы читаете в прессе о каких-нибудь очередных приключениях, связанных с именем Аллы Борисовны, при этом что думаете?
— Ничего! Во-первых, избегаю газет и журналов, а во-вторых, у меня другие жизнь и литература, поэтому в такие вещи, как правило, не вникаю. Мне это так же неинтересно, как щелкать семечки.
— Вместе с тем наверняка вы наслышаны, что российский шоу-бизнес разделён на так называемые кланы: Пугачёвой, Крутого...
— Может быть. Я не в курсе.
— Похоже, в эти игры вы не играете...
— Да, я сама по себе, хотя с тем же Игорем Крутым мы вместе работали восемь лет — с 80-го по 88-й.
— Еще в ансамбле «Элегия»?
— Да, это были замечательные годы. Я видела рядом с собой творца, художника, трудолюбивого музыканта, готового ночи напролёт совершенствоваться. Исполнительного, грамотного, умеющего написать клавир и партитуру. Игорь сочинял песни, занимался с музыкантами, формировался как личность, как сущность. Тогда для него не важны были деньги, он стремился самоутвердиться, и я за это его уважаю.
— После перестройки я видел в Америке очень смешную афишу, где было написано: «Народная артистка России Валентина Толкунова и ансамбль «Элегия». Руководитель и баянист Егор Крутой». Почему Егор?
— Наверное, имя его перепутали, очевидно, в то время оно еще не было так известно.
— Игорь Яковлевич не хочет сейчас подарить вам какие-то песни?
— Боюсь, моё творчество сегодня не очень ему близко, потому что он создаёт принципиально другую музыку. Что ж, творческая позиция у него своя, и с ней надо считаться, как он считается с моей.
— Нынче жизнь многих молодых артистов, певцов проходит между банкетами, презентациями и казино?
— Увы...
— А у вас?
— А у меня есть табу: я дала себе слово не выступать в местах, где жуют и где присутствующим нет дела до музыки. Правда, недавно, 14 февраля, в День влюблённых, меня пригласили в московское казино «Голден Пэлэс» около Белорусского вокзала, на Тверской.
— Средь бела дня?
— Нет, ближе к ночи — где-то в 11 вечера. Там в одном из залов, в так называемой театральной гостиной, собирается за столиками совершенно другая публика — люди, которые не хотят, допустим, играть в рулетку, приходят туда на встречу с актёрами. В этой гостиной побывали Михаил Ульянов покойный и его коллеги из Вахтанговского театра, артисты Малого и МХАТа, и вдруг я получила приглашение выступить там вместе с известным актёром, пишущим эпиграммы, — это, как вы догадались, Валентин Гафт, которого очень люблю.
— Хорошая компания: Валентин и Валентина?
— Вот-вот, в День святого Валентина в гостях у «Голден Пэлэс». Началось все с презентации книги Гафта, которую он тут же с автографом, с роскошным посвящением, мне подарил, затем прозвучали мои песни, после чего последовали вопросы зрителей, на которые мы отвечали. Театральная гостиная — это небольшая комнатка со вторым этажом. Все на диванах сидели, в подушках, и беседовали с профессором, педагогом Щукинского училища Михаилом Борисовым — он выступал в роли ведущего. Было так интересно, что разговаривали почти до утра. Я исполняла романсы, какие-то песни, совершенно несвойственные мне в концертах. Такая душевная получилась встреча, что подумалось: как хорошо иногда ночью для кого-то попеть (раньше я это делала только на записи).
— Визитная карточка Валентины Толкуновой — её потрясающие волосы, но лет в 17 вы решили их вдруг остричь. Что вас остановило?
В.В. Толкунова — Да, действительно было такое, когда школу оканчивала. К выпускному балу почти все девчонки обзавелись короткими стильными причёсками, и я решила от них не отставать. Пришла в парикмахерскую, попросила: «Остригите, пожалуйста, волосы»... Мастер потрогала их на вес и спросила: «А мама тебе разрешила?». — «Нет, я уже достаточно взрослая, чтобы никого не спрашивать». — «Вот когда мама придёт и скажет мне: «Остриги этой девочке волосы», тогда я все сделаю, а сейчас пошла вон отсюда!» — и выгнала меня с треском. Больше я в парикмахерскую не ходила, оставила волосы такими, какие есть, и правильно сделала, коль уж Господь от этого неразумного поступка меня отвёл.
— Первой на советской эстраде вы вплели в косу жемчужную нить, тем не менее очень, говорят, спокойно относитесь к золоту, бриллиантам...
— Все так, и вместо жемчуга в волосах могу изредка надеть нитку на шею либо серёжки жемчужные... Мне, если честно, не по душе, когда женщины являются на праздничный вечер, увешанные драгоценностями, как новогодние ёлки. Если уж украшение, то только одно...
— ...Но такое, чтобы всех наповал сразило?
— Ну, это тоже не самоцель. Например, какое-то колечко достойное, а чтобы сверкало тут, тут и тут — такого я не люблю.
— Сегодня практически все актрисы и певицы, достигшие 35-40-летнего (а некоторые и 20-летнего) возраста, обязательно делают себе пластические операции — вы тоже через это прошли?
— Никогда к пластическим хирургам не обращалась и даже не собираюсь.
— Иными словами, вы даже представить себе не можете, что наступит время, когда что-то где-то придётся?
— ...отрезать? Исправить? Или изуродовать?
— Такое тоже возможно?
— Конечно. Нет, я над этим пока не задумывалась. Возможно, со временем такое желание возникнет, но сомневаюсь, что это будет правильно. Для чего пластические операции делают? Чтобы моложе выглядеть, а что, собственно, это дает для ума-то?
— Для ума? Хороший вопрос?
— Ну, если операция ни уму не пойдет на пользу, ни сердцу, зачем она вообще нужна?
— Я знаю, что вы и к косметике плохо относитесь?
— Да, это правда — использую её слегка лишь местами, только когда выхожу на сцену. Чуть-чуть подчеркнуть это, чуть-чуть то — все!
— Диетами себя не изнуряете?
— Нет, слава Богу, хотя, может, и надо бы чуть-чуть похудеть.
— Таблетки с глистами, как некоторые ваши коллеги, не принимаете?
— Не приведи Господи! Ничего такого не делаю, потому что это потом аукнется, пойдёт во вред — эксперименты над собой плохо сказываются на здоровье. Единственно, надо поддерживать иммунитет, чтобы организм сам мог с инфекцией справиться: иногда какие-то травы пить, ограничивать себя в кофе, в чае, в жирном, в сладком, в мучном...
— Мне говорили, что вы и стряпать не любите: дескать, стоять у плиты — это не ваше?
— Хорошо готовить могу, если захочу, нужно только желание...
— А его зачастую нет?
— Иногда вдруг появляется — приходит народ, и тогда надо из холодильника доставать продукты и что-то срочно изобретать. У меня получается — никто не жаловался, а мои сырники семья очень любит. Могу иногда мясо поджарить — оно у меня выходит вкусным, сочным, и все спрашивают: «А как это ты приготовила?». Сама не знаю, по интуиции. Кулинарных рецептов я не читаю, делаю все на глазок: это добавишь, то и получается. Даже по часам не сверяюсь, не думаю как-то о времени...
— «Не думай о секундах свысока!»...
— Ой, сейчас у хозяйки столько всяких помощников, ничего даже не надо уметь.
— Уйма тем более ресторанов открылось?
— Вымыл рыбу, почистил, начинил, посолил — и в духовку, а через полчаса вынимай — нет вопросов.
— Вы человек очень духовный, и, как мне кажется, выработали у себя какое-то философское отношение к дензнакам?
— Это да — моя философия состоит в том, что...
— ...денег много не бывает?
— И много не бывает, и просто не бывает, а философия в том, что в мире обращается одна денежная масса, из которой каждому выделена его доля. Не мы же деньги распределяем, правда?
— К сожалению...
— Нам они свыше даются: по мере знаний, затраченных усилий и полученных результатов. Первую половину жизни работаешь, чтобы стать известным, а во второй имя уже работает на тебя, и ты даже не думаешь, допустим, о звонкой монете. Вернее, чем меньше о ней думаешь, тем лучше...
— ...тем больше оттуда, с самого верха, присылают?
— Ты не изводишь своё сердце и мозг заботами о деньгах, поскольку это — одна общая масса. Сегодня у тебя больше в кармане, завтра — у другого, нынче ты на нуле, но завтра тебе прибудет. Как-то так деньги в банках или где-то еще перемещаются, что их и не замечаешь, а главное — на них не зацикливаться, хотя и не транжирить, к примеру, на вещь, которая совсем не нужна. Ну, скажем, кто-то пришёл в дом, где есть камин, и думает: «Как я хочу иметь точно такой же, тоже из мрамора».
— А камин ему ни к чему?
— Совершенно, потому и не даётся. Более того, человек эту престижную деталь интерьера выстроит, а она не принесёт ему радости, потому что вообще не нужна...
— ...тем более за такие деньги?
— Потрать их на что-нибудь действительно полезное -имею в виду солидные суммы, ну а маленькие... Почему не доставить себе удовольствие и не купить хорошую книгу или, например, кому-то подарок? Придёшь в магазин и при взгляде на прилавок сразу мелькает мысль: «Ой, у такого-то день рождения — куплю-ка ему эту вот безделушку». Я, например, всегда из Украины, из Киева, привожу несколько бутылок перцовки в казачьих нарядных бутылках — это презент потрясающий. Приходишь в гости — и все радуются, открываешь — а там в красивой, характерной ёмкости национальный напиток. У мужчин просто глаза загораются от счастья.
— Не сомневаюсь, что в советское время у вас с деньгами проблем не было, но, когда развалился Союз, для многих это означало крах — прежде всего финансовый. У вас, интересно, случались дни, когда элементарно не на что было хлеба купить?
— Я это все раньше пережила, когда после развода осталась одна: без семьи, без работы, без элементарной помощи, без средств к существованию, в конце концов. Год тогда выдался трудным, и главное было не чувствовать себя обделённой прямо во всем, такой бедной, несчастной, без копейки совсем за душой. Там наверху все видят.
— Будет день — будет пища?
— Да, следует жить, как пташка, и не зацикливаться на том, что завтра тебе нечего будет есть. Так не бывает.
— Вы, говорят, довольно лихой водитель — какой у вас стаж за рулём?
— 30 лет. Сейчас у меня джип «мицубиси аутлендер».
— А в советское время на «волге» ездили или на «жигулях»?
— «Волги» я никогда не имела — не очень этот помпезный автомобиль любила. Предпочитала всегда «жигули» — у меня их семь штук было.
— Ого!
— Каждые три года машину меняла: наезжала не более 75 тысяч километров — и до свидания! Таким образом я очень долго поддерживала отечественного производителя: все мои коллеги уже на джипах, на всяких других иномарках ездили, а я по привычке на «жигулях».
— Вам свойственно постоянство?
— Вот именно, а продолжалось это до той поры, пока однажды моя нога — случайно или интуитивно? — не ступила в какой-то автосалон, где я увидела маленький внедорожник «КИА спортейдж»: корейскую такую машинку — ласковую и удобную. Я, когда в неё села, сказала: «Пожалуй, оставьте её для меня. Мне нужно три месяца, чтобы подумать, куплю её или нет».
— Медленно запрягали, да?
— Её оставили, я эту «киашку» все-таки приобрела и с тех пор в российский автомобиль не садилась. Только один раз испытывала дискомфорт в иномарке. Когда в 91-м году была в Японии, эта страна подарила мне правостороннюю «тойоту», а ездить справа я не умею, мне неудобно. Прилетела домой, посмотрела, что с этой машиной не справлюсь, и подумала: «Ну а зачем переучиваться — лучше отдам». А вот в автобусе, который мне тогда же подарили для театра, мы еще долго всем коллективом ездили на гастроли.
— Какие японцы хорошие люди!
— Не говорите — делают же такие подарки...
— Общаясь с вами, я все больше убеждаюсь, что характер у вас ангельский, а вот некоторые утверждают, что нрав вы имеете довольно крутой. Кто прав?
— Я слишком принципиальная, не люблю неправды, и если при мне творятся какие-то несправедливости, молчать не стану, а это многим не нравится. Характер и впрямь у меня ангельский, со мной очень легко, со всеми я нахожу общий язык, но, когда что-то даже не задевает меня, а становится неприятным, вызывает чувство неловкости, обязательно об этом скажу. Если честно, я рада, что такая черта у меня есть, потому что нельзя быть беспринципной, нельзя безоглядно соглашаться на все, что предлагает тебе мир. Он, к сожалению, иногда неправеден...
— Очень часто!..
— ...и когда меня подталкивают пойти против собственной совести, согласиться на это никак не могу.
— Сегодня российские телеканалы круглосуточно показывают артистов, которых только с большой натяжкой можно таковыми назвать. Одни и те же лица кочуют с канала на канал, а вас на телеэкранах практически нет — почему?
— Можете не поверить, но хорошо, что там меня нет, потому что я не в тусовке, не в шоу-бизнесе — иначе чувствовала бы себя неловко. Нельзя себе лгать, понимаете, нельзя говорить, что ты в восторге от атмосферы, пронизанной ложью, фальшью, коммерцией, что тебя радуют оголённые тела, суета и нахрапистость, плохие манеры...
— ...или еще более плохие песни?
— ...со скверными текстами. Если с таким положением вещей я не согласна, то и участвовать в этом не буду.
— Кто из молодых ребят вам симпатичен?
— Дима Маликов, Таня Буланова, с удовольствием слушаю некоторых других ребят — тех, кто вне шоу-бизнеса (их мало кто знает, тем не менее они есть). Часто меня приглашают в жюри конкурсов, где приходится отбирать молодёжь, оценивать пение, и я отчётливо понимаю: истинное искусство наше телевидение не показывает. У нас очень много талантливых парней и девчонок с настоящими голосами, с каким-то прозрением в песне, с умением принести зрителям мир музыки и поэзии, с чувством, которого людям так иной раз недостаёт. Я это вижу на сцене, но, к сожалению, не на телеэкране — там их нет. Из мастеров, которые в последнее время собирают полные залы, мне по душе Ирочка Богушевская — она прекрасная актриса и поёт жанровые песни. Это своего рода продолжение творчества Елены Камбуровой, которая безумно мне интересна.
— Боря Моисеев и Шура, судя по всему, вам нравятся меньше?
— Они нравятся друг другу — этого вполне достаточно!
— На мой взгляд, Валентина Васильевна, настоящий артист тот, кто оригинален, неповторим, и о вас, например, нельзя сказать, что вы на кого-то похожи, — стоите особняком. Дорого это стоит — сохранять индивидуальность и быть не как все? Что вообще для этого нужно?
— Ничего — надо просто оставаться собой, быть естественной, искренней, честно оценивать своё творчество и никому не завидовать: это факторы, которые влияют на нас прежде всего. Следует понимать, что можешь петь только эти песни (а кто-то — другие, для тебя не предназначенные), и не браться за все подряд и не думать, что ты гениальная, что звезда. Высоко заноситься не стоит, потому что надо не жить как звезда, а сиять своими чувствами изнутри. Сиять, отдавать людям свой мир, свои положительные эмоции и стараться взять от них все самое лучшее...
— ...чтобы им же потом отдать?
— Самоотдача, обмен и есть, наверное, самое главное в жизни артиста — это они формируют и ощущения, и собственный мир, и человеческие отношения.
— Напоследок не могу не попросить вас хотя бы чуть-чуть спеть, а капелла?
— Ой, даже не знаю, разве что песню, которая сама сочинилась во мне на слова моей подруги. Её, к сожалению, уже нет на свете, но она оставила поэтический сборник. Подруга была человеком верующим, чистым и стихи писала такие же — например, об ангеле-хранителе, который у каждого из нас есть. Он хранит нас от бед, даёт возможность понять, что такое хорошо и что такое плохо, предостерегает, останавливает, не позволяет совершить дурной поступок... Моя бабушка говорила: «Девочка, идёшь в школу, прошепчи: «Ангел мой, будь со мной», приходишь из школы, повтори...
В общем, мне пришла в голову музыка, и появилась песня. Может, споёте со мной?
— Нет, лучше послушаю...
— Ну ладно. (Поёт):
«Ангел мой, будь со мной,
Ты впереди, я за тобой.
Батюшка в юности мне говорил,
Что рядом со мною всегда и везде
Ангел-хранитель — его я просил
Господа Бога молить обо мне.
И пел я молитву из нескольких слов,
Что родом из детства
и радостных снов.
Ангел мой, будь со мной,
Ты впереди, я за тобой.
Ангел мой, будь со мной,
Ты впереди, я за тобой».
Ангела-хранителя вам и всем вашим читателям!
© Публикуется по изданию «Бульвар Гордона».

 
ЭДДА ЗАБАВСКИХ

В. Толкунова«На сцене она держится удивительно скромно и сдержанно — в наше время не часто встретишь такое на эстраде. Но, пожалуй, именно в этой ненарочитой скромности, сдержанности, неэффектности и есть ключ к обаянию Валентины Толкуновой. Потому что её внешняя скромность не маска, не личина, но самое существо её как человека и как певицы. Валентина Толкунова не нуждается ни в экстравагантных платьях и прическах, ни в блестящих украшениях, ни в эффектных позах, темпераментных жестах и надрывных интонациях. её артистическое «оружие» — естественность, искренность переживания, глубокая прочувствованность тончайших движений сердца.
Около восьми лет назад с песней И. Катаева «Я ночью шла по улице» впервые вышла на профессиональную сцену неизвестная публике солистка Валентина Толкунова. Теперь она одна из самых популярных и любимых певиц, заслуженная артистка РСФСР. Совсем недавно Толкунова удостоена премии Ленинского комсомола — «за высокое исполнительское мастерство и пропаганду советской песни».
Торжественные и шефские концерты, встречи с молодыми ударниками труда и воинами Советской Армии, поездки на комсомольские стройки — без всего этого трудно представить себе жизнь артистки. её любят и ждут повсюду. Ей рады люди всех профессий, всех возрастов. И сама Валя любит и находит дорожку к сердцам самых разных слушателей. «Я пою одинаково для всех, кто пришёл меня слушать, — говорит она сама, — но особенно хорошо и легко мне, когда в зале есть дети и женщины, любящие песни, — у них добрые глаза, добрые сердца... Им особенно радостно дарить свои песни...».
Друзья-музыканты говорят, что с Толкуновой очень легко и интересно работать: она с самого начала твёрдо знает, что хочет сказать своим исполнением, и в то же время никогда не повторяется. Как и лучшие народные певцы, она всегда немного импровизирует, — и может ли быть иначе, если каждый раз заново живёшь в песне! И любая современная песня в интерпретации Толкуновой становится похожей на народную.
Наверное, поэтому с Валентиной Толкуновой любят работать композиторы С. Туликов, Э. Колмановский, Н. Богословский, И. Лученок, Е. Птичкин ищут в ней исполнительницу (нередко первую) своих песен. И певица отвечает им глубоким пониманием, сопереживанием и прочувствованностью их сочинений.
Самые любимые, близкие сердцу песни? «Серебряные свадьбы» — она еще и напоминает о той теплоте, с которой отнёсся к начинающей певице композитор Павел Аедоницкий, — «Деревянные лошадки» и «Поговори со мною, мама» — светлые картины ушедшего детства. Очень дороги еще от мамы услышанная «Мы на лодочке катались» и «Миленький ты мой» — любимая песня В. Шукшина. А с рождением сына Коленьки особенно ласково и задушевно зазвучала в её исполнении «Носики-курносики» Б. Емельянова.
Мечты? Создать свой ансамбль и выступать с сольными концертами. И, конечно, продолжать находить «свои» песни — лиричные, по-народному напевные.
Валя говорит, что на её концертах обычно не бывает мальчиков и девочек в джинсах — певица не хочет подстраиваться под вкусы еще не созревших слушателей. Они подрастут и обязательно сами поймут неброскую красоту «негромких» песен, поймут, почему ей пишут сотни благодарных слушателей: «будьте счастливы и делайте людей счастливыми».
Друзья Валентины Толкуновой рассказывают, что в домашнем кругу она замечательно поёт не эстрадные, а капеллу и традиционные фольклорные песни. Хорошо, если бы их могли услышать все».

 
ИЗ БИОГРАФИИ ПЕВИЦЫ

Могила Валентины ТолкуновойВалентина Толкунова родилась 12 июля 1946 года в городе Армавире Краснодарского края, в столицу её перевезли в возрасте одного года, и она всю жизнь считала себя москвичкой.
Еще в школе Толкунова прошла по конкурсу в ансамбль Центрального дома детей железнодорожников под управлением Дунаевского, где 10 лет пела в хоре, а в 1964 году поступила на дирижёрско-хоровое отделение в Московский государственный институт культуры. Позже, уже в 1971 году, окончила Музыкальное училище имени Гнесиных.
В 1966 пришла в биг-бэнд под управлением Юрия Саульского (ВИО-66), где работала 5 лет солисткой-вокалисткой и пела джазовую инструментальную музыку.
В 1971 году в телефильме «День за днем» Толкунова озвучила песни композитора Ильи Катаева на стихи Михаила Анчарова, которые быстро стали популярны в исполнении юной певицы. С тех пор у Толкуновой началась активная работа с композиторами-песенниками, среди которых Эдуард Колмановский, Микаэл Таривердиев, Павел Аедоницкий, Виктор Успенский, Людмила Лядова, Александра Пахмутова и многие другие.
На следующий год, в 1972-ом, Лев Ошанин пригласил её выступить на сцене Колонного зала на юбилейном концерте с песней Владимира Шаинского. Это выступление открыло перед Толкуновой дорогу на радио и телевидение.
С тех пор артистка исполнила десятки всенародно любимых песен, среди которых «Стою на полустаночке», «Серебряные свадьбы», «Поговори со мною, мама», «Носики-курносики», «Где ты раньше был», «Старые слова», «Мой милый, если б не было войны», «Я не могу иначе», «Я деревенская», «Сорок пять», «Мы на лодочке катались» и много сотен других, записала около двух десятков пластинок, 23 раза становилась лауреатом телевизионного конкурса «Песня года».
В 1989 году на базе Москонцерта, где Толкунова работала с 1973 года, создано Творческое объединение «АРТ» — Театр музыкальной драмы и песни, художественным руководителем которого стала певица.
Толкуновой принадлежат звания народной и заслуженной артистки РСФСР, заслуженной артистки Калмыкии, правительство Украины вручило ей Международный орден Чести и орден Святителя Николая, Митрополит Киевский Владимир наградил её орденом Святой Варвары, также ей были вручены почётные грамоты правительств Казахстана, Украины, Туркменистана, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Эстонии.
Кроме того, Толкунова награждена орденами Почета, Дружбы народов, Ломоносова, Святой Анны, Святого Владимира, Петра Великого, почётным знаком ФАПСИ, медалью «В память 850-летия Москвы», является кавалером ордена «Меценаты столетия», лауреатом премии Ленинского комсомола и премии МВД России, почётным железнодорожником России, заслуженным энергетиком России, почётным артековцем, почётным бамовцем, почётным пограничником и академиком Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка.

 

 


  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(6 голосов, в среднем: 5 из 5)

Материалы на тему

Футер


Литературно-музыкальный портал Анна Герман       К 70-летию Победы: пятилетняя Марина Павленко – участница III МТК «Вечная Память» (песня «Прадедушка»)       Царь-освободитель Александр II       Театр песни Анны Герман: фильмы и концерты       Джульетта - Оливия Хасси       ЕКАТЕРИНА ВТОРАЯ - ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ       Белый генеарл - генерал Михаил Скобелев       Публицистика | Литературно-музыкальный портал Анна Герман       Валентина Толкунова - СЕНАТОР       Владимир Васильев и Мир Балета       Орфею ХХ века МУСЛИМУ МАГОМАЕВУ       Грязная ложь КОМСОМОЛЬСКОЙ ПРАВДЫ       ПРОРОЧЕСТВО ДОСТОЕВСКОГО       Анастасия Цветаева | Литературно-музыкальный портал Анна Герман       Официальный видеоканал Марины Павленко       Они стали светилами для потомков       Ирина Бокова: «Образование — залог устойчивого развития мира!»