fbpx

ПИСЬМА ПОКЛОННИКОВ АННЫ ГЕРМАН
Напишите нам, ждём ваших писем и предложений!

Анна Герман. Светит знакомая ЗвездаПопулярность Анны Герман у сегодняшнего молодого поколения всё растёт, её рейтинг в Интернете — высочайший, поклонников её творчества уже в новых поколениях, никогда даже не слышавших её «живого» голоса — тоже всё больше. Мы надеемся, что и наши усилия по популяризации имени и творчества Анны Герман, по созданию посвящённого ей портала, — играют в этом свою немаловажную роль...
Добро пожаловать в светлый дом Анны Герман!

 

 

 

ЗДРАВСТВУЙТЕ, УВАЖАЕМАЯ РЕДАКЦИЯ!

В искусстве, как и в жизни, случается всякое. Бывает, артисты сами по себе гораздо значительнее своих ролей. А бывает, и вовсе неважно, какие роли они сыграли в фильмах или спектаклях, или какие песни они поют или пели. Важна их личность, их глаза, их сердце — душа, отношение к окружающему миру, их волшебное проникновение в душу людей. Конечно, важен их тембр голоса и высокое мастерство в искусстве, их аура…
Сразу вспоминаются такие разные имена великих женщин, как Грета Гарбо, Келли Грейс, Одри Хепбёрн, Билли Холидэй, Эдит Пиаф… Их немного, да их и не может быть много; но одна лишь мысль о них — создаёт настроение!.. Я уверен, что к этим Великим женщинам следует отнести и недооценённую в нашей стране звезду польской эстрады, великолепную исполнительницу советских песен, близкую и далёкую, знаменитую и очень домашнюю — нашу Анну Герман…
Вот произнёс её имя, и сразу потеплело в душе; вспомнился мягкий, как утренний туман взгляд — лучистый, нежный и спокойный. Конечно, чарующий и проникающий до глубины души её голос, голос Анны Герман.
Любовь к ней была без вожделения. Её ласкающая женственность, не дразнила — она успокаивала. С ней было тепло, хорошо и уютно. Достаточно было произнести: «Анна Герман…» и что-то вокруг менялось! В ней было всё, кроме вульгарности…
Не могу назвать себя поклонником эстрады 70-х, но вспоминая Анну Герман, до сих пор чувствую какую-то вибрацию в душе, именно в том месте, куда однажды проник… и навсегда остался её замечательный голос. Он там и взгляд тоже… А какие песни она пела!.. Да какое право это имеет значение, если одна мысль о ней — создаёт настроение.
Спасибо вам за «Возвращение Анны Герман»!
С искренним уважением,
ВЛАДИСЛАВ СЛАВНЫЙ.
г. Москва.

 

 

ЮНЕСКО ПРИЗНАЛА АННУ ГЕРМАН ВЫДАЮЩЕЙСЯ ПЕВИЦЕЙ XX ВЕКА

Накануне 80-летия со дня рождения Анны Герман, Генеральный директор Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) Ирина Бокова прислала в адрес редакции Общественно-политического журнала «СЕНАТОР» тёплое приветствие, обращённое к миллионам поклонникам творчества певицы в разных странах мира. В нём говорится:
— Дорогие друзья, уважаемые ценители творчества Анны Герман!
Совсем скоро мир отметит 80-летие со дня рождения этой выдающейся певицы XX века — яркой, талантливой и самобытной артистки своего времени, все более популярной и в наше время. Талантливая певица с уникальным голосом, она пела на разных языках: польском, русском, итальянском, немецком, английском, монгольском, узбекском, каждый раз восхищая слушателей.
Обладатель Гран-при и лауреат многочисленных национальных и международных фестивалей и конкурсов в Монте-Карло, Висбадене, Братиславе, Сан-Ремо, Неаполе, Виареджо, Каннах, Остенде, Сопоте, Ополе, Колобжеге, Ольштыне, Зелёна-Гуре, Анна Герман за свою короткую жизнь вела очень активную творческую деятельность. Она выступала в США, Канаде, Великобритании, Австралии, Франции, Португалии, Италии, Болгарии, Венгрии, Монголии, гастролировала по многим городам ГДР, ФРГ, ЧССР и СССР.
Уникальные голосовые данные певицы позволяли ей исполнять песни самых разных жанров: в её обширном репертуаре были и народные песни, и песни военных лет, и романсы, и популярные хиты 60-80-х годов, и даже оперные арии. Все это является сегодня бесценным творческим наследием Анны Герман, её песни востребованы и сегодня для новых поколений в разных странах. Самое главное: песни Анны Герман объединяют и сближают людей.
Можно согласиться: секрет долговечности и востребованности песен Анны Герман заключается в её особой манере исполнения, в её проникновенном голосе, который с первых же звуков овладевает сердцами слушателей, где бы она ни выступала, в камерных залах или на стадионах. И можно с полным основанием утверждать, что если бы она по-прежнему была среди нас, то непременно могла бы сегодня быть удостоена почётного звания «АРТИСТ ЮНЕСКО ВО ИМЯ МИРА», которое присуждается Организацией Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) людям творческих профессий, чья деятельность вносит большой вклад в дело укрепления культурных и творческих связей между народами и государствами.

ИРИНА БОКОВА,
Генеральный директор Организации Объединённых Наций
по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Приветствие главы ЮНЕСКО
BegruBung der UNESCO-Generaldirektorin Irina Bokova
anlasslich des 80. Jahrestages der Sangerin Anna German.

Liebe Freunde und Verehrer von Anna German!
Schon bald wird die Welt den 80. Jahrestag der Geburt dieser hervorragenden und brillanten Sangerin des XX Jahrhunderts feiern. Eine talentierte und originelle Kunstlerin unserer Zeit, die nach wie vor ein ungebrochen hohes Ansehen weltweit geniesst.
Молодая Анна ГерманDie talentierte Sangerin mit ihrer einzigartigen Stimme sang in verschiedenen Sprachen: sei es in Polnisch, in Russisch, Italienisch, Deutsch, Englisch, Mongolisch, Usbekisch und begeisterte dennoch stets ihr Publikum.
Sie war Gewinnerin des Grand Prix d’Eurovision sowie zahlreicher nationaler und internationalen Festivals wie in Monte Carlo, Wiesbaden, Bratislava, San Remo, Neapel, Viareggio, Cannes, Ostende, Sopot, Opole, Kolobrzeg, Olsztyn, Zielona Gora und vieles mehr.
Anna German war trotz ihres relativ kurzen Lebens aussergewohnlich kreativ. Sie hat uns ein ungeheuer groBes Repertoire an Werken hinterlassen. Sie trat in den Vereinigten Staaten, Kanada, Gro?britannien, Australien, Frankreich, Portugal, Italien, Bulgarien, Ungarn und sogar in der Mongolei auf und sie tourte durch mehreren Stadte Ost-Deutschlands, der Bundesrepublik Deutschland, der Tschechoslowakei und der UdSSR.
Ihre einzigartige Stimme erlaubte ihr die Songs in verschiedenen Genres durchfuhren. Zu ihrem riesigen Repertoire gehorten Volkslieder, Lieder der Kriegsjahre, Lieder und Schlager der 60er-80er Jahre und sie sang sogar Opern Arien. All dies ist heute ein wertvolles kunstlerisches Erbe von Anna German. Ihre Songs sind heute nach wie vor sehr popular uberall auf der Welt. Besonders zu betonen ist, dass Anna German die Menschen durch Ihren Gesang verbindet und vereint.
Es ist unbestritten, dass das Geheimnis der Langlebigkeit und der Relevanz der Lieder von Anna German ihr einzigartiger Performance-Stil ist. Ihre klare und mitreissende Stimme beherrschte und beherrscht vom ersten Augenblick an die Herzen der Zuhorer. Ganz gleich, ob in Konzerthallen, in Stadien oder in einem Opernhaus.
Es ist gleichfalls unbestritten, daB man ihr, wurde sie noch unter uns weilen, den Ehrentitel «Kunstler fur den UNESCO Frieden» verleihen wurde. Diese einzigartige Auszeichnung wird von den Vereinten Nationen an Kunstler vergeben, die durch ihr Werk wesentlich bei der Erziehung, bei der Forderung der Wissenschaft und zur kulturellen Bereicherung beitragen und die durch ihr Wirken die Menschen naher zueinander bringen und somit den Weltfrieden fordern.

 

 

СОФИЯ РОТАРУ ОБ АННЕ ГЕРМАН

СОФИЯ РОТАРУ ОБ АННЕ ГЕРМАНК сожалению, мы с Анной Герман не были знакомы лично, хотя, безусловно, не раз встречались на «Песне года» и на студии звукозаписи «Мелодия». Как-то наше знакомство не дошло до личного общения, но я хорошо помню её и у меня остались самые тёплые и светлые воспоминания о ней. Ведь Анна дружила с редактором студии «Мелодия» Анной Качалиной, которая рассказывала мне много интересного и хорошего об Анне.
Анна Герман была очень добрым и светлым человеком — искренним и нежным, очень ранимым и сильным одновременно; такая женственная, тонкая, светлая с удивительно незабываемым голосом — проникновенным и чистым — неповторимым и непохожим ни на какой другой голос. Ведь не случайно её песни — «Надежда», «Эхо любви», «Когда цвели сады» и многие другие до сих пор помнят люди и с удовольствием поют их на эстраде и вне эстрады.
Время — самый объективный показатель уровня качества и справедливый судья, которого не обманешь. Всё меняется — жизнь, мода, люди, конечно и музыка, а если песни искренние, от сердца, если они поются от души и затрагивают самые прекрасные человеческие чувства — любовь к мужчине или женщине, к детям, к Родине — эти произведения долговечны. Но не вечны только люди: вот уже много лет нет в живых Анны Герман, но она с нами — в нашей памяти, в наших сердцах. Анна незримо присутствует в своих песнях.
Сегодня, спустя почти четверть века после её смерти, мы видим, что Анне Герман удалось осуществить главную мечту своей жизни; а что может быть главнее для настоящего Художника, чем добрая и вечная Память о нем в людях и долговечность его произведений?!
ВАША СОФИЯ РОТАРУ,
Народная артистка СССР, Народная артистка Украины,
Народная артистка Молдавии, Герой Украины.

г. Киев (Украина).

 

 

АННА ГЕРМАН... ПАМЯТНИК НАДЕЖДЕ

Моя эмоциональная память — это глубоко интимная, недоступная для постороннего глаза и слуха «фонотека», где собрано всё, чем упивалась когда-либо моя душа, всё, что разбередило хоть однажды её струны, что вызывало у меня, всегда сдержанной и внутренне сильной, невольные слёзы — то восторга, то печали. И там, глубоко во мне, в моей собственной «фонотеке» до сих пор живёт один удивительный женский голос, прошедший со мной через всю мою жизнь, голос, который невольно высвечивал, делал значительными, яркими и незабываемыми для меня многие события моей нелёгкой судьбы.
«Дурманом сладким веяло от слова твоего.
Поверила, поверила, и больше ничего».

Кто посмеет сказать, что это не про меня? Ведь так и было на самом деле: мои восемнадцать, и первое ослепление любовью, и первый поцелуй — такой чистый, нежный, волнующий! Кажется, ты переходишь в иное измерение, постигаешь иной ритм жизни, словно не ноги, а крылья, вырастающие за спиной, несут тебя навстречу судьбе.
«И я уже не прятала своих счастливых глаз.
Украдкой мама плакала от радости за нас».

Что было, то было. А потом… Самоубийства как такового не случилось, но мысль о нём возникала неоднократно. Казалось, невозможно было перенести эту боль: столько её накопилось в сердце, что легко можно было задохнуться. Хорошо тем, кому нечего терять. Кто не знал любви, тот не знал и боли, а кто не знал боли, тот и не любил!.. Впрочем, чего уж такого страшного случилось тогда в моей жизни?
«Красивая и смелая дорогу перешла.
Черешней скороспелою любовь её была».

Только и всего… Удивительно, что в юности жизнью не дорожишь, не сознаёшь всей её уникальности, всей её ценности. В девятнадцать мне казалось, что лучшее уже позади, что дальше жить не интересно, да и незачем, что если мой любимый заставил меня страдать, то пусть и сам страдает, когда меня не станет… И тут я услышала по радио прозрачный голос незнакомой певицы: было в этом голосе что-то притягательное, завораживающее. За этим голосом угадывалась Судьба, пускай трудная и не всегда счастливая, но зато кующая характер, дарующая силу духа, веру и надежду. Я узнала, что певицу звали Анной Герман, что жила она в Польше, и меня страшно удивило отсутствие всякого акцента в её произношении. И попросила брата, собиравшего пластинки, достать мне её записи, если они есть в Союзе. Так я подружилась, а вернее, породнилась с её голосом. Ну и пускай история относит её к польским культовым певцам. Нам-то что до этого? Для нас она навсегда останется нашей Анечкой, русоволосой красавицей, с таким завораживающим, щемящим, тёплым, чистым, неповторимым голосом, что перед ним было немыслимо устоять чувствительному сердцу, если оно хоть раз в этой жизни отлюбило, если оно хоть раз в этой жизни отстрадало. Надо ли добиваться для неё звания Народной артистки России? Разве при жизни она не носила это звание? Кто посмеет сказать такое, зная, как любил её наш народ? Именно народ, а не отдельные личности или руководители.
Говорят, что Анна Герман была исполнительницей бриллиантовых хитов советской эстрады. Простите, но разве это не Анна, разве не её обворожительный голос, разве не её неповторимая манера преподносить песню, поднимая её до уровня маленькой пьесы, трагической или счастливой, мгновенно делали хитом любую песню, и знаменитым — любого автора? И разве не странно, что про голос польской актрисы мне всегда хотелось сказать, что это звучит голос нашего народа, российского народа, своими бесконечными страданиями и безграничным терпением заслужившего этот бесценный дар небес — умение любить, любить без оглядки, бескорыстно и трепетно, порой без всякой надежды на взаимность. Вот только саму надежду нельзя истребить из души нашего народа, какой бы ни приходил к нам правитель, какие бы бедствия ни обрушивались на нас.
«...Надежда — наш компас земной,
А удача — награда за смелость».

Как пела эту песню Анечка, какой светлой грустью был наполнен её волнующий голос! Пел эту песню и Лёва Лещенко, к которому я также благоволила, но, видимо, не каждому исполнителю удаётся зажечь свет в душах своих слушателей, даже услаждая их слух. Однажды они вдвоём записали песню Птичкина «Эхо любви», которую показали в передаче «Песня 1977». Высокая Анечка стояла с краю, а Лёва — в глубине сцены, чтобы скрыть значительную разницу в их росте. Актёры открывали рты под фонограмму, и, как позднее стало известно, Анна очень жалела, что согласилась на такой эксперимент. Она ненавидела мёртвую фонограмму, когда ничего нельзя исправить, когда нет возможности импровизировать, когда артикуляция должна полностью соответствовать однажды заданному ритму. Анна мечтала спеть с Лёвой живьём. Не получилось. Но «Эхо любви» прокатилось небывалым эхом по всей стране. Песня Евгения Птичкина на слова Роберта Рождественского запала в души, стала всенародно любимой.
Я помню, как в полубессознательном состоянии тихонько напевала эту песню моей тяжелобольной маме, хотя она за пять минут до этого уже умерла в своём кресле прямо на моих глазах. Я при этом явственно слышала голос Анны и оркестр, под который она пела, а мои слова просто звучали рефреном, как клятва, произносимая в доме, в который пришла беда.
«…И даже в краю наползающей тьмы
За гранью смертельного круга
Я знаю, с тобой не расстанемся мы:
Мы память, мы память,
Мы звёздная память друг друга».

Только навсегда потеряв того, кого ты любил от рождения и кому был бесконечно дорог, вдруг с отчаянием в душе осознаёшь:
«Ты у меня одна заветная,
Другой не будет никогда…»

Никто не будет любить тебя так, как любит мама, так же бескорыстно, так же жертвенно, так же человечно; никто не поймёт тебя, как она, что бы ты ни совершил в своей жизни, никто не оправдает, как она, любой твой проступок.
«Гори, гори, моя звезда…» В те времена этот романс частенько звучал по радио и на телевидении в исполнении знаменитого ленинградского артиста Бориса Штоколова. Как сейчас, вижу его могучий торс, слегка раскачивавшийся во время пения, вижу полузакрытые глаза певца и слышу густой бас, как у протодьякона во время пасхальной службы. Анна пела это совсем по-иному. Казалось бы, мужской романс, но кто задумывался над этим, когда слушал проникновенный голос Анны серебристого тембра, полный сердечности и щемящей грусти, нежности и тревоги, надежды и страдания, плохо сдерживаемой страсти и затаённой веры в счастье. Как же нам не хватает тебя сейчас на эстраде Аннушка, ой, как не хватает!
Моя эмоциональная память впитала в себя всё лучшее, с чем мне посчастливилось когда-либо столкнуться в жизни. В моей сердечной «фонотеке», невидимой для постороннего глаза, навсегда останется голос бесконечно любимой мною Анны Герман, такой же тёплый, живой, ласковый и волнующий, каким он был в дни моей солнечной юности, сперва напоённой, а затем оскорблённой любовью...
Вот такой памятник воздвигло актрисе моё сердце, спасённое однажды её голосом, — памятник надежде…
С уважением,
ГАЛИНА ГОРБАТОВА

г. Москва

 

 

ПОЯВИТСЯ ЛИ В РОССИИ УЛИЦА ИМ. АННЫ ГЕРМАН?..*

В эти дни, в связи с 80-летием со дня рождения Анны Герман, в редакцию журнала «СЕНАТОР» поступает много писем от поклонников певицы и подписчиков её Страницы Facebook. Публикуем послание постоянного представителя Российской Федерации при ЮНЕСКО — Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры, Чрезвычайного и Полномочного Посла Элеоноры Митрофановой, к нашим читателям:
«Дорогие друзья!
В наступившем 2016 году мы отмечаем 80-летие со дня рождения всемирно известной певицы Анны Герман — одной из самых популярных и любимых актрис своего времени и наших дней.
Жизнь и творчество Анны Герман самым тесным образом связаны с Россией, другими бывшими республиками СССР и с Польшей. Родившись в Советском Союзе, в городе Ургенче Узбекской ССР, она большую часть своей жизни прожила в Польше, многие годы выступала с концертами в СССР и других странах, объединяя миллионы людей своим неповторимым проникновенным голосом. Прошло более 30 лет, как Анны Герман нет с нами, но свет её творчества и любовь к ней наполняют сердца уже и новых поколений.
Именем Анны Герман названы улицы, фестивали, вокальные студии в Польше и на родине её предков — в Германии. Хочется надеяться, что в этом юбилейном году улица имени Анны Герман появится и в России, где она заслуженно остаётся одной из самых любимых певиц, где её песни по сей день так высоко востребованы, и где её голос по-прежнему звучит в сердцах миллионов, сближая народы и страны»!
ЭЛЕОНОРА МИТРОФАНОВА,
Чрезвычайный и Полномочный Посол,
Постоянный представитель Российской Федерации при ЮНЕСКО,
Париж.

* Редакция признательна нашему дипломату при ЮНЕСКО за такое обращение к нашим читателям и за это актуальное для миллионов предложение, теперь мы с нетерпением ждём новых писем; писем в поддержку данного предложения и писем с сообщением о том, где, в каком субъекте Федерации, в каком городе или посёлке появилась первая в нашей стране улица имени Анны Герман!

 

 

АННА ГЕРМАН В... НОВОСИБИРСКОМ АКАДЕМГОРОДКЕ

Неотъемлемой частью духовной жизни Новосибирского Академгородка, в котором сложилась и моя счастливая творческая карьера, были так называемые «театрально-концертные сезоны». Каких только театральных коллективов и оркестров, певцов и танцоров — различных мастеров сценического и эстрадного искусств мы ни принимали в нашем Доме Учёных. Порой бывалые, объездившие весь мир знаменитости терялись перед учёной публикой и не знали, как себя вести при встрече с нашей аудиторией. В этом уникальном воссоединении на небольшом географическом пространстве большого количества таких ярких индивидуальностей с независимыми взглядами на все вокруг, наши городковцы в отношении артистов проявляли поразительное единодушие и однообразность вкуса: если артист или некий творческий коллектив не понравился, значит — он не понравился всем, а если он полюбился — то полюбился всеми.
Форма выражения отношения зала к тому, что представляла ему сцена, тоже была уникальной, впрочем, как и сама аудитория. Внешнее проявление этих отношений к артистам на сцене было плодом какого-то исследовательского процесса, осуществляемого залом как единым целом. Это был синтез оценок чувств и эмоций. И артисты терялись, ой как они терялись в догадках: как же себя вести и что «подать» этим загадочным обитателям загадочного места, чтоб заслужить их адекватную реакцию на своё искусство? Они тут же ощущали результаты этого синтеза и понимали, что халтура, подделка, дешёвка в этой аудитории не пройдёт! Значит, чтоб завоевать эту публику, нужно представить подлинное искусство. Но если первая встреча с артистом завершалась влюблённостью публики, то «зелёный свет» на этой улице, ведущей к сцене Дома Учёных и усыпанная восторгами, обеспечивал артисту беспрепятственный путь к успеху, он был обречён на любовь публики навсегда и становился любимцем для всех нас.
Одной из таких любимиц была Анна Герман. Да и не могла она не стать любимой певицей нашего Академгородка, поскольку она сама была олицетворением его единства и борьбы противоположностей. С одной стороны — Академгородок был наисерьезнейшим центром интеллигентности и местом приложения человеческого труда, каковым спокон веку являются обители учёных, с другой — местом неукротимого романтизма, неугасающей молодости и всевозможных проявлений поэтического отношения к жизни.
Сценический образ Анны Герман скорее напоминал певицу классического жанра: строгость и элегантность, как в одежде, так и в поведении — ничего лишнего, вычурного, все взвешено и строго выверено. Но она была эстрадной певицей какого-то особого жанра, недосягаемого уровня эталона для многих в эстраде, что можно отнести скорее к классике. Ведь классика или классическое искусство считается классикой тем, что она соответствует двум основным критериям — правдивости и подлинности чувств, которые выражают и соответствуют такому уровню эстетики, при котором исключена пошлость и «дешёвка». Искусство Анны Герман соответствовало именно этим двум критериям классического духовного пения, ведь она пела от души и всем сердцем.
Когда я впервые увидела эту белокурую женщину на сцене, причём с небольшого расстояния, то была удивлена её внешностью. Раньше с экрана телевизора она мне представлялась совершенно иной, но тут она предстала перед нами такой высокой, с крупными чертами лица и с красивой фигурой, отнюдь не отличавшейся пышными «секси» формами, обладать которыми сегодня стремятся многие женщины и современные «артистки».
Возможно, другой женщине, с природными данными как у Анны Герман, нетрудно было обрести грубоватый облик, Анна же была олицетворением неподражаемой нежности и женственности. Поэтому иногда казалось, что её песни более соответствуют маленькому и хрупкому созданию. Но она пела эти песни, причём так звучали они из её уст, что порой в зале у большинства из нас на глазах появлялись слезы, вызванные не только её песнями, но и высочайшим уровнем их исполнения.
У неё были такие песни, в содержании которых таились настроения русской лихости и свободы, можно было и даже хотелось плясать цыганочку («А он мне нравится», «Танцующие Эвридики»…). Тогда казалось: вот бы сейчас разгуляться на сцене вместе с ней!.. Она пела их в своей неизменно элегантной и сдержанной манере — так волнующе и так трогательно, что все чаще возникал вопрос: почему эти песни звучат так трогательно и волнующе, задевая сердца людей? Да все просто: потому что она представляла собой тот образ интеллигентности, которая всегда востребована нормальными людьми — это была изысканность с элементами аристократизма, когда не принято обнажать внешней атрибутикой внутреннюю энергетику и глубину чувств. А чтоб «завести» публику ей не нужно было «флиртовать» с аудиторией дешёвыми приёмами, для этого ей достаточно было использовать всю гамму оттенков своего дивного голоса, чтобы весь зал был у неё в плену.
У большого артиста, как Анна Герман, при всём разнообразии творческих успехов, всегда есть что-то единственное, которое концентрирует в себе весь масштаб его творчества и таланта. И этим единственным для меня у Анны Герман была песня «Эхо любви» из кинофильма «Судьба» Евгения Матвеева. Будучи ещё юной девчонкой, я была влюблена в него с фильма «Воскресенье», была его большой поклонницей и всегда следила за его творчеством. Но если б даже он ничего не создавал до этой картины, то я бы все равно преклонялась перед этим мастером только за то, что он голосом Анны Герман озвучил песенный шедевр «Эхо любви» в своей кинематографической картине «Судьба». Прочтите слова этой песни. Я уверена, что они тут же воспроизведут в вашей памяти прекрасный образ Анны Герман, потому что эта песня — гармония редчайшего единения — сплав творчества композитора, поэта и певческого мастерства, озвученного волшебным голосом певицы.
«Покроется небо пылинками звёзд
И выгнутся ветки упруго
Тебя я услышу за тысячу вёрст
Мы — эхо, мы — эхо…
Мы — долгое эхо друг друга...».
ЛАРИСА МАТРОС,
г. Сант Луис (США).

 

 

ЭХО НАШЕЙ ЛЮБВИ

Весть о её смерти настигла меня в самое счастливое время моей жизни, когда вокруг шумело прекрасное Чёрное море, а августовское солнце нежно и щедро покрывало наши тела годовым загаром. Всем нам казалось, что в этом краю вся природа словно создана для любви и счастья. И подспудно верили, что плохие вести не знают сюда дороги…
Когда я впервые услышала Её, то даже не поняла, что это — звучал человеческий голос. На кассете, прилагавшейся к новому магнитофону, было что-то мелко и непонятно написано. И только потом вопросы: что это? кто это?.. По комнате разносился, звучал, журчал, переливался Голос какого-то невиданного и неведомого музыкального инструмента. А имя, написанное мелкими буквами, нам тогда ещё ничего не говорило — мы еще не знали Её.
«Танцующие Эвридики»… Уже в названиях её песен было что-то завораживающее. И мы пошли за ней, как Орфей, за этой белокурой Эвридикой. Она манила нас голосом, а мы, заворожённые, шли на этот чудесный звук — на зов души Анны Герман. Мы полюбили Ёё всей душой и всем сердцем за всё, что она пела для нас. Мы жили ею, радовались её радостям, обожали её маленького сына Збышека, и думали, что так и будет всегда, а как же иначе? Но вдруг… её не стало: что-то оборвалось внутри нас навсегда и уже ничего не исправить. Но только эхо — эхо нашей любви к Ней навсегда с нами.
Я люблю тебя, Эвридика! Мы любим Вас по-прежнему, милая пани Анна!
ЕЛЕНА ФЁДОРОВА,
г. Волгоград

 

 

СНЕГУРОЧКА… АНЯ ГЕРМАН

Алла Потапова - Alla PotapovaПервый успех Анне Герман принесло выступление на новогоднем празднике во Вроцлаве после войны. Вместе с мамой и бабушкой они приехали туда из Советского Союза. Заболела Снегурочка, и тогда её предложили заменить совсем ещё маленькой, десятилетней Ане. Она справилась со своей ролью замечательно, а в конце исполнила на русском языке «В лесу родилась Ёлочка».
В Советском Союзе Анна Герман пользовалась огромной популярностью у композиторов, поэтов и, конечно же, слушателей. Надо отметить, что эту популярность она заслуживала. В её исполнении звучали песни, которые узнавали с первых нот: «Надежда», «Когда цветут сады» и самая пронзительная из всех — «Эхо»…
В облике и голосе Анны Герман было что-то трагическое, словно она знала что-то о своей судьбе.
Она попала в автомобильную аварию в Италии во время выматывающего артистического тура, долго лечилась, вышла замуж, в 39 родила сына. Но трагедия ходила с нею рядом. На гастролях в Австралии она почувствовала себя плохо, и ей окончательно установили диагноз — рак... Певицы не стало 25 августа1982 года.
Недавно в «Газете по-киевски» журналистка Виктория Аронова, с большой теплотой пишущая об Анне Герман, заметила, что в бывшем Советском Союзе певицу любили значительно больше и искреннее, нежели в самой Польше. В Польше о ней трепетно помнят два Збигнева, а в пространстве бывшего СССР — практически все — миллионы.
Любовь — дело добровольное. Но её притяжение имеет поводы и причины. Анна Герман была близка русской песенности своей затаённой грустью, незамысловатостью исполнения. У неё отсутствовала артистичность в нынешнем понимании — пританцовки, «приёмы» и вычурность одежды. Она была другом, пришедшим к тебе и рассказывающим о своих переживаниях или размышлениях. Её мечтательные глаза были обращены к миру души и потому пение её не могло оставлять равнодушным. Она ощущала это и никогда не пела под «фанеру», даже если это грозило исключением из концерта вообще.
Такой случай произошёл в 1974 году, когда шла подготовка к важному по тем временам событию — Дням культуры Польши в Москве. Открытие планировалось в Кремлёвском дворце съездов с лучшими артистами и коллективами Польши. Однако устроители не считали возможным везти в Москву целый ансамбль, и всё исполнялось под фонограмму.
— Я буду петь только живым голосом, — заявила Анна Герман режиссёру.
— Но у нас даже оперные певцы будут петь под фонограмму! — удивился тот.
Анна не соглашалась:
— Я буду петь под рояль!
В конце концов, режиссёр сдался, и представление было построено как музыкально-поэтический рассказ о польско-советском сотрудничестве с прекрасно отработанной фонограммой.
Когда Анна с аккомпаниатором вышла на сцену и проникновенным голосом запела «Песню» на слова Риммы Казаковой зал затаил дыхание. А когда смолк последний аккорд, зрители встали, восторженно аплодируя.
Любопытно, что Анна Герман не боялась разнообразить свой репертуар — он пела романсы «Гори, гори, моя звезда», «Из-за острова на стрежень…» и песни очень популярного тогда композитора Александры Пахмутовой и русскую классику.
Однажды так случилось, что оркестр, с которым Анна пела, уехал на гастроли за рубеж, а её пригласили на выступление в Москву. И она снова рискнула поехать всего лишь с одним пианистом. «Живьём» пела она и в Донецке... Успех ни разу не изменил ей. Он, этот переменчивый джентльмен — Успех, любил её, потому что она, Анна Герман, никогда не изменяла своему таланту, никогда не подлаживалась под выгоду или сиюминутные обстоятельства. Она была певицей от Бога, и каждый, кто слушал её, ощущал это.
В 2006 году Анне Герман исполнилось бы 70 лет. Но ушедшие не имеют возраста. Они просто живут среди нас — стихами, картинами, голосом. Анна Герман — певица на все времена. Потому что не было в ней рисовки, показного кокетничанья. Она отдавала свой талант людям искренне и доверчиво. Потому и живёт в нас долгим эхом…
АЛЛА ПОТАПОВА,
президент Украинского Национального
культурно-просветительского Общества «Русское Собрание»
г. Киев (Украина)

 

 

ТАНЦУЮЩИЕ ЭВРИДИКИ В ЕССЕНТУКАХ

Анна Герман в Ессентуках1964 год. Мне было 17 лет, когда я увидел и услышал её впервые. Жил тогда я в городе Ессентуки, известном своими санаториями, полезными для желудка водами и двумя парками. В одном из них — Курортном к старинному зданию галереи минеральных источников примыкал Театр-Парк — сооружение с просторной сценой, большим залом, уставленным рядами жёстких стульев. Пол был асфальтовый. Отопление, то ли было, то ли нет — не помню, но раздевалок точно не имелось, и зимой зрители аплодировали звёздам театрального и эстрадного искусства в плащах и пальто.
Тем не менее, старый Театр-Парк являлся центром культурного притяжения города. Здесь выступал поэт Роберт Рождественский, гастролировал краевой драматический театр, иногда заезжали и столичные театральные коллективы, так мне довелось увидеть на сцене театра молодого, но на тот момент уже популярного Александра Збруева, игравшего главную роль в пьесе Ленкома «Мой бедный Марат».
Но главное, конечно, эстрада. Какие имена! Советская певица номер один в те годы — Эдита Пьеха, восходящая звезда — Иосиф Кобзон, обаятельный серб Джордже Марьянович, болгарка Лили Иванова, и вот — польская эстрада.
Поляки пели неплохо, зал бурно аплодировал. Первое отделение концерта прошло на ура. Рубль шестьдесят за билет явно был уплачен не зря.
Началось второе отделение, и была объявлена Анна Герман. Тогда это имя ещё мало кому что говорило, а мне — совсем ничего.
При её появлении из-за кулис огорошенный зал стих. Высокая, не по-женски плечистая, она неловко, словно стесняясь своих габаритов, прошла по сцене. Неумело, как показалось, сняла со стойки микрофон. Смущённо и как-то растерянно улыбнулась зрителям, в ответ раздались жидкие аплодисменты. Хлопали не певице, а из чувства социалистической солидарности, чтобы не обидеть братскую социалистическую Польшу, по наивности своей польской, приславшей в наш небольшой, но славный курортный город такое явно не эстрадное создание.
Певица поднесла микрофон к губам и на чистом русском языке, в котором даже не было намёка на акцент, объявила:
— Моей первой песней для вас станет «Танцующие Эвридики».
Со сцены в зал полилась незнакомая мелодия. Вряд ли среди зрителей был хоть один человек, знающий польский, но Анну поняли: она пела о любви, о любви полной страданий и трагизма. Зал был захвачен этим чарующим голосом. Потом были другие песни на русском, итальянском, английском. Первоначальная неловкость испарилась. Мы были пленены этой красивой, обаятельной и неподражаемой певицей.
С того дня Анна Герман, родившаяся в Узбекистане, впитавшая в себя всё лучшее из традиций русской, польской и мировой музыкальной культуры, навсегда вошла в моё сердце. Потом я много раз слышал её по радио, по телевидению, записывал песни на магнитофон, покупал пластинки, но так уж распорядилась жизнь, никогда больше не видел Анну на сцене вживую. Посчастливилось только тогда много лет назад в Ессентуках.
В 80-х годах виллу корпункта ТАСС в Пномпене, где я работал в те годы корреспондентом советского телеграфного агентства, посетила американка польского происхождения. Когда Ева услышала «И платье шилось белое, когда цвели сады…», «А он мне нравится», она просто «обалдела» от голоса «русской певицы». Пластинку пришлось подарить. Как большую ценность женщина отвезла её в Америку и потом рассказывала, что для её мамы песни Анны Герман стали лучшим подарком, та часто слушала пластинку и плакала.
Судьба великой певицы сложная и трагическая. Анна Герман, как комета, пронеслась по небу и сгорела в один миг. Но какой светлый след оставила?!
БОРИС КАЛАШНИКОВ,
журналист, писатель, поэт,
автор романов «Чёрный остров», «Операция «Ольга», «Попугай Гриша и др.

 

 

 


Комментарии